ВЛАДИМИР ВОЛОСИНА И ВЛАДИМИР ДАНЧЕНКО – ДИАКОНЫ МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ

ВЛАДИМИР ВОЛОСИНА И ВЛАДИМИР ДАНЧЕНКО –
ДИАКОНЫ МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ

«…Цель твоей жизни и вместе с тем твоё счастье и постоянная духовная радость – общение с Богом. Когда скорби обойдут тебя, найдет уныние и ужас от зла окружающего – не падай духом: спеши в храм Божий православный…»

Архиепископ Онуфрий (Гагалюк)

В сегодняшней публикации речь пойдет о первых помощниках и соратниках священников земли Криворожской – отцах диаконах.

Слово «диакон» в переводе с греческого означает служитель, который помогает священнику в богослужении. Действительно, ни одна литургия в православном храме не обходится без их участия. Они всегда были рядом со священниками, так же усердно молились за очищение душ наших, изъязвленных грехами, стремились «стяжать Пресвятого Духа Бога, чтобы стать обителью Его и Бога Отца и Бога Сына, Живоначальной Пресвятой Троицы. Помочь грешнику через покаяния прийти к своему Творцу» (Архиепископ Онуфрий).

Священники Михаил, Николай, Стефаний и диакон Владимир на богослужении (1955 г.)В годы безбожия их так же, как и старших духовных братьев, преследовали, унижали, заставляли отречься от сана и веры. Их ссылали на Соловки, в Казахские степи, Дальневосточную тайгу. По пути следования этапа закоченевшие тела слуг Божиих выбрасывали на поругание диким зверям…

Вместе со священниками, осенив себя крестным знамением, тысячами уходили в вечность. А сколько лежит их, безымянных, на криворожских погостах! А ведь кроме духовной добродетели и искреннего служения Господу, они ничего не совершали. В своих молитвах коленопреклоненно просили Творца ниспослать благодать на град наш богоспасаемый и людей его. Так неужели они не удостоились обыкновенной человеческой благодарности? Неужели не заслужили поминальной панихиды?

Прошли десятилетия. Ушли в мир иной целые поколения. По прошествии такого длительного периода очень трудно получить информацию об этих служителях церкви Православной. Но благодаря милости Господа нашего, Пречистой Матери Его, мы, собирая буквально по крупицам материал, можем поведать Вам о Божиих служителях.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВОЛОСИНА
(1906 – 1964 гг.)

Диакон Владимир Волосина с матушкой Евдокией НикитичнойБудущий диакон родился 15 июля 1906 года в селе Яблунёвое Полтавской области в крестьянской семье. Его родители были православными христианами и воспитывали сына в безграничной любви к Господу. А мальчик, посещая сельский храм, учась в церковно-приходской школе, мужал и возрастал духовно, как губка впитывал слова местного священника и своих родных обо всём Божественном.

Юному отроку выпало на долю пережить страшную братоубийственную гражданскую войну, годы лихолетия и безбожную Советскую власть. Он мог стать сельским учителем или агрономом, но юноша, несмотря на атмосферу вражды и угроз, выбрал путь иной. Когда настали для Церкви дни бурные, дни духовной брани, когда за исповедание Господа ждали лишения, Владимир твердо и бесповоротно определил свой земной путь – служить Царю Небесному. Вначале он исполнял обязанности пономаря, а затем был рукоположен в сан диакона.

Судьба бросала его в сельские приходы Полтавщины и Днепропетровщины. Его травили, запугивали, угрожали физической расправой. А он – всегда был верен нашему Спасителю и с радостью нёс слово Его всем верующим, ибо, как писал первый архипастырь Криворожский – епископ Онуфрий «в своих священных храмах при богослужениях мы ощущаем Царствие Божие, пришедшее в силе, Благодать Пресвятого духа касается нас грешных: утешает, укрепляет в добре, даёт силы подвизаться добрым подвигом».

Клавдия Владимировна - дочь В.И. ВолосиныВ первой половине 30-х годов прошлого столетия в результате сталинской антирелигиозной политики одна за другой закрывались сельские церкви, в которых служил диакон Владимир. Гоним и унижаем, испытывая огромные материальные затруднения, переезжал он с семьей в другие приходы… Но была в их жизни с матушкой Евдокией Никитичной и радостная минутка – родилась в 1932 году дочь Клавдия.

После окончания страшной и разрушительной войны с немецким агрессором семья переезжает в Кривой Рог. Владимир Иванович получает новое послушание – служить диаконом в церкви во имя Святителя Николая Чудотворца, которая находилась на бывшем Октябрьском руднике и была построена в далеком 1902 году тщанием помещицы Марии Ростковской.

Храм был великолепным! А прихожан – тысячи. Потрясенные горем потери родных и близких, люди с благоговением и радостью посещали Дом Божий. С радушием встретил диакона настоятель протоиерей Михаил Иванович Лопатюк. С первых дней служения прихожане полюбили отца диакона. Его мягкий прекрасный голос всегда звучал под сводами храма, а трудолюбие слуги Божьего вызывало восхищение. Казалось, что служитель никогда не покидает храм. В церковном хоре на клиросе пели его жена и дочь. В 1953 году на место второго священника из Днепродзержинска прибыл протоиерей Николай Васильевич Ангелов, который в свое время, как и настоятель, прошёл ад сталинских лагерей. Священнослужители были дружны, всегда охотно помогали друг другу, делясь подчас даже куском хлеба. Дочь отца Николая Мария подружилась с Клавдией. Вместе посещали литургии, читали священное писание.

В редкие свободные от службы моменты отец Владимир садился на мотоцикл и занимался различными хозяйственными работами. Помогал охотно и матушке.

А тем временем, на горизонте уже четко обозначились контуры хрущёвской антирелигиозной кампании. Резко меняется отношение руководства рудника им. Коминтерна к церкви, учащаются различные проверки, возрастают и без того огромные налоги… А в расположенном рядом дворце культуры на праздники устраивались увеселительные мероприятия, гремела музыка из громкоговорителей. Но чудный голос диакона даже с помощью технических средств заглушить безбожникам было не под силу. Люди, стоявшие на праздничном богослужении на территории церковного двора и даже вне ограды храма, радостным шёпотом сообщали друг другу, что действительно диакон имел талант от Господа.

Протоиерей Михаил Иванович Лопатюк - настоятель Свято-Никольской церкви (1945-1960)Но на душе у служителя было тягостно и горько. Осенью 1959 года управляющий рудником Кушвид объявил настоятелю – отцу Михаилу шокирующее известие о скором закрытии церкви. Эта угроза, по сути, убила священника. Сердце протоирея, перенёсшего столько бед и унижений в далёкие 30-е, на сей раз не выдержало. Весьма символично, что Создатель избавил своего слугу от невыносимых душевных мук и забрал его в райские обители на праздник Сретения Господня 15 февраля 1960 года.

На дошедших до наших дней, пожелтевших от времени и с таким трудом найденных по великой милости Божией, фотографиях видим на поминальной панихиде возле гроба своего духовного учителя и друга ещё более похудевшего, с печальным лицом, убитого страшным горем отца Владимира. Диакон понимал, что прощается не только с настоятелем, но и с Домом Божиим. Наверное, никто даже в самом кошмарном сне не мог представить, что прошедшая свою земную Голгофу в годы правления Ленина и Сталина Православная церковь столкнется с ужасающей силы ударом в годы пребывания у руля власти в СССР безбожника Никиты Хрущёва. Всё повторилось снова с трагической последовательностью. А в марте 1960 года самые худшие предположения сбылись с великой жестокостью и кощунством. Проявив акт святотатства, безбожники закрыли церковь за несколько недель до Светлого Христового Воскресения! Цинизму их позавидовали бы даже первые гонители веры Христовой.

В эти горестные дни было страшно смотреть на отца Владимира. Его страдальческое, измученное лицо вызывало сострадание. Обострился рецидив страшной, неизлечимой болезни. Но слуга Божий не сдался! Утешение он искал и находил в искренней молитве Господу и Богородице. Часто общался с последним настоятелем храма отцом Николаем Ангеловым, который вынес все тяготы в процессе закрытия храма Святителя Николая. По приглашению настоятеля единственного в тот период на Криворожье храма Вознесения Господня на Мудреной отца Константина Огиенко принимал участие в богослужениях. Но его красивый голос звучал уже не так, как прежде…

В ноябре 1963 года произошла еще одна трагедия, окончательно забравшая остаток его физических сил. Кушвид, выполняя директиву горкома партии, со своими приспешниками совершили страшное злодеяние перед Господом – взорвали церковь… Не осталось это преступление безнаказанным. Находясь на смертном одре, осознает безбожник свой ужасный грех.

Всегда мужественный и стойкий диакон не скрывал своих слез. Он чувствовал, что угасает. Но сильный духом, отец Владимир успеет проводить в последний путь земной отца Николая Ангелова – последнего священника церкви имени его Небесного Покровителя – 22 января 1964 года.

Понимая, что жить ему осталось недолго, богобоязненный слуга Божий верил, что «…над нами есть десница Божия, что ничего на земле не творится без воли Божией. Отдадимся на волю, милость Божию и скажем: Отче наш! Да будет воля Твоя. Аминь» (Архиепископ Онуфрий).

Принеся своему Творцу покаяние, 20 декабря 1960 года диакон Владимир Волосина окончил свой недолгий и тернистый земной путь. В Господнем Храме его встречали соратники и духовные побратимы – отцы Михаил и Николай. Теперь они были вместе, как это было прежде в земной церкви Святителя Николая, служили Господу нашему и прославляли Его Светлое Имя! Останки служителя Божьего были преданы земле на кладбище поселка Бажаново. А недалеко от места его упокоения находится могила отца Николая, с коим он долгие годы сослужил. В последний путь проводили его отец Константин и многие прихожане принявшей мученическую смерь церкви, где навсегда осталась частичка его светлой души.

С большой душевной теплотой вспоминала своего отца дочь Клавдия – маленькая, седая старушка. По её старческим щекам струились слезы… К сожалению, её память уже не отличалась чёткостью. До последнего вздоха посещала православные храмы, пока позволяло здоровье, пела в церковном хоре. В июне 2014 года мирно отошла к Господу…

ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ДАНЧЕНКО
(1931 – 2012 гг.)

Протодиакон Владимир Петрович ДанченкоРодился будущий отец протодиакон в 1931 году в городе Верхнеднепровске в благочестивой православной семье. Дед отца Владимира был священником в Свято-Успенском соборе – главном православном храме города. С малых лет будущий служитель Господа посещал церковь, приобщаясь к православию. Родители сызмальства формировали его духовное мировоззрение. Неизгладимое впечатление оставляли в детском восприятии Божественные литургии, которые ещё больше побуждали мальчика к осознанию святости и величия Творца.

Великая Отечественная война огненным смерчем прокатилась над нашей страной, сея смерть, разрушения, горькие слёзы потери родных и близких. Отец будущего диакона Пётр Ефимович был с первых дней военных действий мобилизован в армию. А в 1943 году погиб на фронте.

Испытывая большое горе, материальные затруднения, Владимир вместе с матерью, которая несла послушание просфорницы, жил при храме, прислуживая священнику в качестве пономаря. Обладая красивым высоким голосом, пел в церковном хоре, нередко солируя в авторских произведениях.

Одновременно со службой в соборе, юноша учился в вечерней школе. Он твёрдо решил посвятить свою жизнь служению Великому Господу. Большую роль в его духовном становлении сыграл настоятель Свято-Успенского собора отец Василий. Именно он рекомендовал Высокопреосвященнейшему архиепископу Крымскому и Симферопольскому Андрею (Комарову), который опекался делами Днепропетровско-Запорожской епархии, рукоположить Владимира Данченко в сан диакона. Сей промысел Божий благополучно совершился в 1952 году. Это был период, когда сталинское руководство, учитывая огромную патриотическую роль Православной церкви в разгроме германского фашизма, лояльно относилось к ней.

Отец Владимир служил в селе Днепрово-Каменка Запорожской области, затем в селе Аулы Днепропетровской области, в посёлке Карнауховка, в храме Рождества Богородицы города Днепродзержинска. А в самый разгар хрущёвской антирелигиозной кампании в 1957 году вместе с матушкой Анной переезжает в Кривой Рог. На то время в городе действовали храмы – Покрова Пресвятой Богородицы (Карнаватка), во имя святителя Николая Чудотворца (бывший Октябрьский рудник), Вознесения Господня (посёлок Мудрёная), а также Архангела Михаила (Терны), Александра Невского (Долгинцево) и Никольский молитвенные дома.

После беседы с благочинным округа митрофорным протоиереем Стефанием Филлиповичем Яновским получил послушание – исполнять обязанность диакона в одной из старейших церквей города – Покровской. Настоятель её протоиерей Корнилий Жуковский и второй священник – иерей Валентин с душевной теплотой приняли молодого служителя. Вместе с ним служил и второй диакон, впоследствии ставший священником, отец Иоанн Кульбака. Несмотря на атмосферу вражды, которая окружала православные храмы, очень много людей посещало Свято-Покровскую церковь. Диакон Владимир быстро завоевал уважение среди прихожан. Но время было жуткое. Городская власть вынашивала идею превратить Кривой Рог в атеистический город. Смертельная опасность нависла и над храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

Настоятель Свято-Покровской церкви - протоиерей Корнилий Жуковский (1955-1959)В декабре 1959 года по невыясненным до конца обстоятельствам, покидают церковный приход отцы Корнилий и Валентин. На некоторое время храм становится бесприходным. И только 12 января 1960 года архиепископ Иоасаф предписывает второму священнику Никольской церкви отцу Николаю Ангелову исполнять обязанности настоятеля. С первых дней служения у диакона и священника сложились добрые отношения. Они понимали весь трагизм ситуации, усердно молясь и полагаясь на волю Божию. К сожалению, после празднования Светлого Христового Воскресенья, 17 апреля 1960 года безбожное руководство закрывает церковь. Месяцем раньше такая же страшная участь постигла и храм Святителя Николая. А узник сталинских лагерей протоиерей Николай Ангелов волей Господа станет последним священником этих двух великолепных православных храмов, вынеся все беды и тяготы, пройдя до конца свою земную Голгофу.

Отец диакон Владимир испытал большое психологическое потрясение, которое вылилось в поистине незаживающую рану. 25 апреля 1964 года жемчужина православной архитектуры Свято-Покровский храм, освященный ещё в далёком 1888 году, после нескольких кощунственных попыток был разрушен. Можно только предположить, что происходило в душе отца Владимира. Что же ещё может быть больше того горя, когда видишь уничтоженный Дом Божий? А тем более, когда это происходит у тебя на глазах… На некоторое время диакон потерял самообладание. Всегда стойкий к различным невзгодам, он не сдерживал своих слёз.

Тем временем, семья осталась без средств существования. Владимир Петрович вынужден был работать на заводе горного оборудования, который находился на Гданцевке. Потрясённый морально, испытывая насмешки и злорадство окружающих, диакон находил утешение в молитве. Он понимал, что на всё воля Творца и свято верил, что милосердный Господь дарует духовное возрождение Криворожской земле. Часто посещал и единственный в городе в 60-80-х годах прошлого столетия храм Вознесения Господня, принимая участие в богослужениях. Страшные кошмары разрушения Покровской церкви навсегда остались в его памяти…

Молитвы священномученников – епископов града нашего Онуфрия и Порфирия, ушедших к Господу священнослужителей – Стефания Яновского, Михаила Лопатюка, Николая Ангелова, Николая Торского и многих других были услышаны. Великий Господь даровал нам возможность созидать новые православные храмы, возродить поруганную безбожниками Покровскую церковь. Память о ней никогда не покидала верующих, и пустовавшее место, на котором некогда стоял Дом Божий, вызывало трепетное благоговение и в то же время скорбь утраты.

15 апреля 2001 года состоялось первое праздничное богослужение в новом Покровском храме. А в Пасхальный день Светлой Субботы Преосвященнейший епископ Криворожский и Никопольский Ефрем освятил его. Владимир Петрович после восстановления церкви Рождества Пресвятой Богородицы стал её прихожанином, нередко давал рекомендации регентам и чтецам по разным вопросам церковной службы. С радостью и чувством благодарности Творцу посещал и возрожденный Покровский храм. Весной 2003 года Преосвященнейшим владыкой Ефремом отец Владимир был восстановлен в сане диакона, и с тех пор нёс служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

9 августа 2012 года, в праздник великомученика и целителя Пантелеимона, на 81-м году жизни, старейший клирик Криворожской епархии мирно отошел к Господу. На следующий день, 10 августа, в день памяти иконы Божьей Матери «Одигитрия» («Путеводительница») провести в последний путь отца Владимира собрались духовенство города и прихожане родного храма. Заупокойную литургию и чин отпевания возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Ефрем, который напутствовал свою паству на примере благочестивой и добродетельной жизни усопшего священнослужителя. Погребение протодиакона Владимира состоялось на кладбище Свято-Владимирского мужского монастыря Кривого Рога.

* * *

Храм Святителя Николая Чудотворца (1902-1963)Диаконы Владимир Волосина и Владимир Данченко были такими служителями, которые, по выражению архиепископа Николая Японского, были Божьими сохами, трудясь на Его ниве, во славу Творца.

Их унижали, преследовали, заставляли отречься от сана и веры. Но эти страдальцы и борцы за веру нашу не сдавались. Наперекор всему, служили Великому Господу и православному люду. Они всегда были сильны духом. Их лица светились любовью и смирением. Закрывались и разрушались храмы, а они молились и надеялись. Выполнив до конца свою земную роль, уходили к Господу служить в Небесном храме. Немалая заслуга их и в выстраданном, вымоленном у Отца Небесного духовном возрождении, пришедшем на Криворожье в 1996 году с созданием новой Криворожской и Никопольской епархии.

Имена богобоязненных диаконов не забыты. В криворожских православных храмах служат панихиды о них. Преподобный Серафим Саровский говорил, что «…истинная цель нашей жизни христианской есть стяжение Духа Святого Божиего. Жить в Боге, для Бога и по Божьи». Эти святые слова, в полной мере, характеризуют их земное служение. Отцы-диаконы, несомненно, молят Творца ниспосылать мир и благословение граду нашему и спасение людям его. А мы имеем колоссальный духовно-нравственный потенциал в процессе воспитания поколений нынешних и грядущих, который сокрыт в их непростом жизненном и духовном пути.

Низкий вам земной поклон и вечная память!

Охинченко Анатолий Федорович


Комментарии к статье ( No Comments, Показать список ) :
Оставить комментарий ( Показать форму ) :

Наш адрес:
ул. Церковная, 4
г. Кривой Рог
Днепропетровская обл.
50000 Украина
Наш телефон:
(0564) 90-19-53
Наш e-mail:
consistoria@meta.ua

 



Управление Выйти Обратная связь