СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ

 «Для церкви Христовой не новость гонения и кровь. Все это было. И все это вело не к уничтожению церкви Православной, а к прославлению и распространению. Притом не забывай, дорогой друг, что святые примеры всегда зовут к подражанию»

Епископ Криворожский Онуфрий

Нынешний, 2014 год, ознаменован целым рядом трагических юбилейный дат в истории православных храмов Кривого Рога. Это 80-летие варварского разрушения Никольского кафедрального собора, церквей Вознесения Господня и Архангела Михаила; 50-летие уничтожения храма Покрова Пресвятой Богородицы и Александро-Невской церкви (бывший рудник Розы Люксембург). В 1964 году были закрыты властями и два молитвенных дома – на улицах Ленина и Воровского. И уже совсем недавно в 1984 году в с. Шестерня взорвали храм Рождества Богородицы… За этими страшными датами – безграничное горе, неизгладимая боль утраты, слёзы сострадания и покаяния…

В далеком 1934 году на многострадальной Криворожской земле смертью праведника погиб, разобранный буквально по кирпичику самый первый в городе знаменитый и величественный Никольский собор, который был ровесником Кривого Рога. Но как ни старались безбожники предать забвению даже его название, милосердный Господь не позволил им это сделать. Благословенное имя святителя Николая унаследовали возродившиеся новые храмы.

С большой душевной скорбью прохожу по церковной территории, где некогда возвышался православный храм и располагался церковный погост. На месте алтаря стоит каменная громадина человека, душившего православную веру, отдававшего своим подчиненным кощунственные приказы – грабить Божьи обители, арестовывать и убивать священнослужителей. Низко склоняем головы перед памятью святых отцов, служивших в этом и других разрушенных богоборцами православных храмах, и благодарим Бога за великое духовное возрождение.

Таким было начало…

Первый Свято-Николаевский храм. (http://arhiv.orthodoxy.org.ua/)Храм святителя Николая Чудотворца – древнейший православный храм на территории Кривого Рога. Он был построен из дерева еще в 1761 году, засвидетельствовав тем самым, формирование города как поселения. К сожалению, недолгой была ее жизнь. Во время русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) орда Крымского хана зимой 1768-1769 гг. сожгла церковь.

Новую, тоже деревянную, однопрестольную Николаевскую церковь построили в 1785 году.  Первым священником был иерей Николай Репчинский, 1755 года рождения. В 1798 году церковный приход возглавил Афанасий Козачинский, 34-летний протоиерей. В этом же году для храма было отведено 30 десятин пахотной и 3 десятины сенокосной земли. Ее обрабатывали прихожане и весь урожай служил делу благоукрашения церкви.

С 1801 года настоятелем был иерей Захарий Емчицкий 1769 года рождения из семьи священника, второй священник – иерей Василий Соколовский. Приход насчитывал 905 мужчин и 718 женщин. В 1807 году протоиерей Емчицкий стал благочинным Широковского благочиния с пребыванием в Никольском храме г. Кривого Рога. В 1811 г. – служил 2-м священником Григорий Иваница, 3-м Герасим Заенчковский. Состав причта не менялся до 1822 года.

Постепенно старое церковное деревянное здание ветшало. Было принято решение построить рядом с деревянной кирпичную церковь. В 1861 г. Кривой Рог получил статус местечка. В этот же период начинается подготовка к строительству нового каменного Никольского храма. Большую сумму денег на его возведение пожертвовал ученый, археолог, «криворожский Колумб» – А.Н.Поль. Значительные денежные средства были собраны и местной общиной.

22 мая 1863 г. состоялось торжественное освящение православной обители – День принесения честных мощей святителя Николая.

Здание было крестово-купольным, с коротким перекрытием и одноярусной колокольней над притвором. Высота колокольни с крестом достигала 30м, бани купола – 28 м, длина храма – около 30 м. Интерьер, по воспоминаниям местных старожилов, был пышным, весь иконостас – позолоченный. Главной святыней церкви была чудотворная храмовая икона святителя Николая, украшенная серебряным окладом и драгоценными камнями.

Оба церковных здания соседствовали до 1871 года, когда деревянную обветшавшую церковь разобрали. На 1885 г. при храме было 141 дес. земли. В 1898 году для настоятеля был построен дом, который сохранился до наших дней. В 1885 г. приход насчитывал по Кривому Рогу – 1648 мужчин и 1635 женщин. К церкви были приписаны села: Новый Кривой Рог, Ивановка (Салтыковка), Новодмитриевка (Карповка), Анновка, Гданцевка, Матреновка. Всего в приходе насчитывалось 2258 мужчин и 2213 женщин.

Никольский храм – центр православной духовной жизни города

Улица Почтовая. Вдали - Свято-Николаевский храм. (http://www.shukach.com/)Знаменательное событие в жизни храма произошло в 1884 году – приход возглавил отец Иоанн Бабура.

Он родился 18 апреля 1848 г. в семье диакона. Первые навыки служения в храме приобрел под руководством своего отца. Начальное образование получил дома и уже в юношеском возрасте продолжил свое обучение в Херсонской духовной семинарии, которую закончил в 1869 году. После этого, Иоанн женился и принял священный сан.

В марте 1884 года согласно прошению правящего архиерея награжден скуфьей. Был настоятелем Предтеченского храма (в честь святого Иоанна Крестителя) в селе Ивановка Херсонского уезда. 7 мая 1884 г. священник, согласно собственному прошению, был назначен настоятелем Николаевской церкви Кривого Рога. С этого периода, вся его жизнь неразрывно связана с нашим городом. При настоятельстве отца Иоанна состоялось памятное событие в истории края. Кривой Рог и Николаевскую церковь посетил Преосвященный Никанор (Бровкович) епископ Херсонский и Одесский (в то время Кривой Рог входил в состав Херсонской епархии). Здесь он был с 14 по 16 мая, а также 19 мая 1886 г., совершая архиерейские богослужения и знакомясь с местной церковной и общественной жизнью. Следует подчеркнуть, что это был едва ли не первый визит архиерея на Криворожскую землю.

Как настоятелю единственного православного храма в местечке, отцу Иоанну принадлежала ведущая роль в инициативе открытия новых приходов в городе, в частности Покровской церкви на Карнаватке (1888 г.) и Рождественско-Богородицкого молитвенного дома (1886 г.). Эту инициативу настоятеля поддержал лично владыка Никанор во время своего архипастырского визита. Стараниями священника осенью 1887 года при Николаевской церкви была открыта школа. Он делал все необходимое для того, чтобы уровень учебно-воспитательного процесса в ней был высоким. Этого ему удалось добиться сполна. В 1895 г. отмечалось, что церковно-приходская школа относится к числу наиболее благоустроенных в учебном и воспитательном отношении. В частности, она стала одной из немногих в Херсонской епархии, где наиболее правильно поставлено хоровое пение ее воспитанников. Священник не только руководил школой, но и преподавал Закон Божий.

В 1887 году Иоанн Бабура уже предстоит перед нами в качестве благочинного Широковского округа. По состоянию на 1888 г. к юрисдикции отца Иоанна относилось 17 православных храмов Херсонского уезда. Как благочинный, он надзирал за порядком в церквях округа, должным исполнением в них богослужений.

В обязанности благочинного входило в попечительство внештатными священно-церковнослужителями, а также вдовами и сиротами духовенства. В Широковском округе таких семей, которые получали денежную помощь, было 10. На их нужды в 1891 году по благочинию было собрано 370 рублей.

Огромная работоспособность, безграничная преданность своему делу, колоссальные физические нагрузки не прошли бесследно для его здоровья. 21 февраля 1896 года на 49-м году жизни отошел в вечность верный слуга Господа. На траурной поминальной панихиде присутствовали тысячи прихожан и большое количество священнослужителей из всей Херсонской епархии. Люди прощались со святым отцом, не скрывали слез великой скорби и невосполнимой утраты. Похоронили отца Иоанна на церковном погосте, который располагался рядом со зданием Никольского храма.

После смерти отца Иоанна новым настоятелем церкви был назначен иерей Автоном Лебедев в 1898 г., который до этого возглавлял приход Свято-Покровского храма на Каранаватке. Уже в 1903 г., учитывая его большие заслуги и авторитет, отец Автоном был избран благочинным Широковского округа.

Вместе с ним 2-м священником служил отец Василий Панкеев с конца 1893 года. А в 1904 г. он станет настоятелем нового прекрасного храма Вознесения Господня, который находился на одноименной улице (ныне ул. Воровского).

В начале ХХ века значительно возросло количество прихожан Никольского храма. В 1902 году насчитывалось 3613 мужчин и 3776 женщин. При церкви числилось 76 десятин земли. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Действовало две церковно-приходские школы, одной из которых заведовал священник Автоном Лебедев. Она была признана лучшей в Херсонской Епархии. В 1914 году отец Автоном получил сан митрофорного протоиерея.

Как благочинный, он проводил огромную работу по укреплению устоев православной веры, организации церковно-приходских школ, оказанию большой помощи священнослужителям округа.

Вместе с настоятелем Покровской церкви Диодором Якубовичем преподавал Закон Божий в Криворожском коммерческом училище по приглашению его директора В.Г. Морачевского.

Митрофорный протоиерей Автоном Лебедев возглавлял приход Николаевской церкви до конца 1917 года. В страшные годы Октябрьской революции и братоубийственной гражданской войны теряется след слуги алтаря Господня. Как сложилась  его судьба в богоборческий  период, выжил ли он в годы жуткого лихолетья, остается только размышлять. Настоятель Свято-Покровского и Никольского храмов, сделавший много добрых дел, служивший верой и правдой Великому Господу, протоиерей отец Автоном навсегда останется в памяти прихожан.

Служение епископа Онуфрия

Дом на ул. Церковной (ныне - Криворожское епархиальное управление). Рис. Ю. Сыча1922 год в истории Свято-Николаевской православной обители отмечен двумя знаковыми событиями. В этот год воинствующие безбожники, выполняя приказ Ульянова (Ленина) начали ужасающую по своим масштабам и страшную по кощунству и жестокости кампанию по ограблению храмов русской православной церкви. Никто из большевистских лидеров и не думал оказывать реальную помощь голодающим Поволжья. Церковные ценности нужны были для возвращения долгов по финансированию Октябрьской революции Западом, оказания поддержки так называемому международному революционному движению и имели целью уничтожить храмы и обители святой Руси.

В стране начался настоящий антирелигиозный террор. Всячески клеймили священников как врагов народа, выселяли их из церковных помещений, преследовали, травили. Но это еще было не все. Начинался повсеместно процесс полного ограбления святынь. Грязные руки безбожников выносили из храмов старинные, в позолоченных и серебряных окладах, иконы, кресты, кадила и другие предметы церковного богослужения. Пылали костры из икон, Евангелий, старинных церковных книг. Поистине ужасающее, шокирующее зрелище! Не избежал этой печальной участи и Никольский храм.

В частности, были реквизированы знаменитая икона святителя Николая Чудотворца в серебряном окладе и многие другие церковные ценности. Потрясенные увиденным, прихожане плакали, не могли поверить своим глазам. Многие роптали. Но сатана правил свой страшный бал. И вот в это трагическое для православия время, иеромонах, будущий священномученик, первый епископ Криворожский Онуфрий (Гагалюк) был назначен настоятелем Никольской церкви с возведением в сан архимандрита. Многострадальная криворожская паства получила своего истинного пастыря. Тысячи верующих, несмотря на запреты власти, шли в храм на богослужения, которые совершал архимандрит Онуфрий. Его сразу же полюбили прихожане. Он стал для них непререкаемым и почитаемым авторитетом.

В августе 1922 года в Киеве состоялся Собор православных архиереев, который избрал архимандрита Онуфрия кандидатом во епископы для Херсонско-Одесской епархии. 4 февраля 1923 года экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и епископ Дмитрий (Вербицкий) хиротонисали отца Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. Хиротония состоялась в Киеве.

Летом 1922 года, инициированное властями, образовалось враждебное православию движение так называемых обновленцев. Они стремились разрушить православную церковь, поставить ее на службу большевистским властям. Владыка Онуфрий решительно и смело встал на ее защиту и на защиту святейшего патриархата Тихона. Он повсеместно разоблачал обновленцев и вел с ними непримиримую борьбу. Следствием этого послужил арест православного архиерея в марте 1923 года. Его поместили сначала в тюрьму Кривого Рога, а затем этапировали в Одессу.

Епископ Онуфрий, находясь в заключении, писал: «Мне не сделано ни малейшего снисхождения ввиду высокого моего сана. Меня водили под конвоем пешком по улицам много раз, ездил я и в этапном вагоне поезда за решетками. Сидел я среди воров и убийц. И эта атмосфера меня не только не возмущала, но даже умиляла. Я вспоминал свои грехи вольные и невольные и радовался, что Господь дал мне пить чашу страданий за мои согрешения. Я с любовью вспоминаю тяжести темничной жизни. Конечно, это потому, что Господь, утешающий сердца своих рабов, был со мною, многогрешным».

15 мая 1923 года епископ Онуфрий был освобожден из Одесской тюрьмы, но с него была взята подписка, что он выедет за пределы Одесской области. В докладе Патриарху Тихону епископ писал: «Я избрал местом жительства г. Кривой Рог, где был настоятелем главной церкви – Николаевской, в сане архимандрита до назначения меня епископом Елисаветградским». В г. Кривом Роге, после заключения одесского, несколько времени отдыхал, но вскоре начал борьбу с ВЦУ. Служение епископа в нашем городе стало настоящим торжеством православия. Его богослужения собирали молящихся всех возрастов: от глубоких стариков до подростков. Храм всегда был полон верующих. Многие приезжали из соседних деревень и простаивали долгие службы. Молодежь во время службы забывала все развлечения – кино и танцы. Многих это оградило впоследствии от развращающей проповеди безбожия.

16 октября 1923 года Владыка Онуфрий вновь был арестован в Кривом Роге. Поводом для ареста послужило его послание к пастве, в котором святой отец предостерегал верующих от обращения в обновленчество. Послание было расценено, как антисоветское и владыка Онуфрий был отправлен в Елисаветградскую тюрьму, а затем в Харьковскую.

Когда весть об отправлении епископа в Харьков дошла до верующих, народ бросился на станцию. Однако на перрон власти не пустили никого. Тогда люди обступили железнодорожную насыпь и встали вдоль путей. Владыка стоял у окна за решеткой и благословлял свою паству. Громкий плач провожавших слился в единый вопль…

Гонения на храм. Разрушение

Угол улиц Церковной и Никольской. Рис. Ю. СычаВ 1923 г. власти начали кампанию по переименованию улиц города. Главный удар был направлен по тем улицам, которые были связаны с религий и церковью. В начале 1924 г. Рождественско-Богородицкая стала Украинской, Церковная – Калиниченко, Иорданская – Первомайская, Покровская – Шевченко, Вознесенская – Воровского, Синагогальная – Каунасская, а улица Николаевская получила имя главного безбожника страны – Ленина.

В этот горестный час осиротевшая после ареста  владыки Онуфрия паства Свято- Николаевской церкви, молясь и каясь, массово посещала родной храм. Даже по официальным, намного заниженным данным, 18 декабря 1924 года новый Устав обители декларировал свыше 1000 прихожан. Больше было только в церкви Вознесения Господня – 1225 чел. и Покровском храме на Карнаватке – 1200 верующих.

Протоиерей Николай Торский с дореволюционным духовным образованием стал новым настоятелем Никольской церкви после закрытия Вознесенского храма, приход, которого он возглавлял. Несмотря на травлю и угрозы, звенели колокола храма, оглашая по всей округе радостную весть – живет и действует храм! В его святых стенах отец Николай и его соратники славят Господа, просят Его о милосердии, молятся за то, чтобы он сохранил свой дом!

Но на горизонте уже сгущались свинцовые, грозовые тучи. В 1929 году городские власти, выполняя директиву Центра, взяли курс на полное закрытие и уничтожение православных храмов.

В октябре 1929 городская газета «Червоний гірник» начала массовую антирелигиозную кампанию. Публиковались статьи о необходимости передачи Николаевского собора под детский клуб. В начале 1930 года собрали около 4000 подписей.

29 ноября 1930 г. по инициативе городских властей по передаче храма под клуб уже было собрано около 13 тыс. подписей активистов.

Параллельно с этим, развернулась кампания по демонтажу церковных колоколов. В частности, на 1 ноября 1930 г. за это «воззвание» под давлением и угрозами было получено около 20 тыс. подписей. 9 августа 1930 г. «Червоній гірник» снова опубликовал статью «Віддайте Миколаївський собор дітям». Воинствующий безбожник, некий Николай Олейник изгалялся в кощунственных выражениях: «Дзвони бевкають обридливо і довго. Вимагаємо задовольнити прохання трудящих: «Церкву – відібрати. Дзвони на індустріалізацію!»

А 5 декабря 1930 г. на страницах вышеназванной газеты уже в ультимативной форме потребовали снять колокола не только со Свято-Николаевского Собора, но и со всех церквей Кривого Рога. Обращает на себя агрессивность тона авторов атеистических статей, их полное неуважение к чувствам верующих.

Решительно и смело встал на защиту православных обителей второй епископ Криворожский Порфирий. Но его голос, нашедший горячий отклик в сердцах тысяч верующих, не был услышан властями. Это и понятно. Ведь они взяли курс на закрытие и разрушение храмов. В середине декабря 1930 г. тысячи прихожан во главе с настоятелем отцом Николаем Торским стали свидетелями акта вандализма и безбожия – у Никольского храма отбирали колокола, которые своим малиновым звоном оглашали на много верст службу Божию, вершившуюся в церкви. Они не скрывали своих слез, многие верующие, особенно старики, проклинали инквизиторов…

С горечью и страданиями взирал с Небес Святой Николай. Он знал, что самое страшное впереди, что очень скоро безбожники разрушат и сам храм. Слишком тяжки были людские грехи. Но святой верил в Божье милосердие, верил, что не победить темным силам святую Православную веру!

После варварского уничтожения колоколов, оскверненный, израненный Никольский собор еще был жив. Не наступил его смертный час, хотя он и был близок. Люди, таясь, рассказывали, как Господь наказал смертью одного из активистов, снимавшего, знаменитый стопудовый колокол работы Франца Скопинского с величественной колокольни церкви Вознесения Господнего. Отец Николай Торский и его соратник отец Александр Заенчевский вместе с церковным причтом продолжали службу Божью в местами разрушенном храме. Прихожане еще надеялись, молились. Священников постоянно запугивали, терроризировали, заставляли отречься от сана и веры. Но они держались стойко. Батюшки не предали Господа, не изменили православной вере. Послужит еще Творцу и людям отец Николай Торский, священник в третьем поколении, в послевоенный период до самой кончины в середине 50 годов в Покровском храме. Больной, перенесший столько горя и преследований, отец Николай находил отраду в молитве и верил в торжество православия. А когда физические силы оставили священника, то прихожанка Бохан лечила и ухаживала за ним. Почившего в Господе отца Николая Торского она похоронила вместе с благодарными прихожанами на расположенном недалеко от ее дома старом погосте. А когда городские власти снесли кладбище, чтобы построить на этом месте девятиэтажный дом, Людмила Леонидовна Бохан перенесла его прах на погост Зелёного Гая. Там и почивают останки отца Николая…

В начале 1933 года страшная новость пронеслась над округой. Городские власти приняли решение не только закрыть храм, но и уничтожить его. Горю прихожан не было конца. С надеждой и верой ходили они к гордо стоявшей, полуразрушенной святыне. А тем временем, рабочие строящейся «Криворожстали» готовились к взрыву собора. Вскоре все вокруг оглушил мощный взрыв. А когда рассеялись клубы пыли, все увидели практически нетронутый храм. Только штукатурка осыпалась и морщины трещин разрезали стены. А Свято-Николаевская церковь стояла непобежденной. Но воинствующие безбожники не отказались от своих зловещих планов.

И в феврале-марте 1934 года многострадальный храм, олицетворявший гонимую, но не побежденную Православную церковь, рабочие «Криворожстали» и студенты Горнорудного института в рамках «коммунистических субботников»  разобрали буквально по кирпичу церковное здание. Трагической была и судьба икон, находившихся в храме. По некоторым сведениям, их сбросили в одну из старых шахт работники НКВД. Даже монголо-татары, завоевавшие Русь в ХІІІ веке, пощадили Софиевский собор и другие православные святыни!

Вместе с Никольским собором погиб и расположенный рядом церковный погост. Навсегда были потеряны могилы священника Иоанна Бабуры, священномученика Михаила Пухальского и многих, многих почивавших на кладбищенской земле священно-церковнослужителей Криворожья.

На месте главного Собора города планировали построить 12-этажный Дом Советов. Не дал Господь осуществиться этой затее. Вместо огромного здания на алтарной части храма соорудили памятник гонителю православия – Ленину. А в середине 60-годов построили здание районного комитета партии. В 1991 году, когда распался Советский Союз, оно было передано школе искусств…

К началу 30-х годов антирелигиозная кампания в Кривом Роге привела к полному закрытию и разрушению храмов. К 1934 году были разрушены, кроме Никольского Собора, жемчужина православной архитектуры – Вознесенская церковь, а также Александро-Невская (Долгинцево), Архистратига Михаила (Веселые Терны), Сергиевская (бывший рудник Колачевского).

До начала Великой Отечественной войны в городе не оставалось ни одной действующей православной церкви.

Возрождение

Прошли многие годы. Наши деды и отцы пережили боль и горечь утрат православных духовных святынь. Люди постепенно очищались от страшных грехов, осознавали животворную и милосердную роль святой церкви нашей. Мы никогда не забудем утрат тех великолепных храмов, которые были уничтожены воинствующими безбожниками. Особую боль испытываешь, когда посещаешь бывшую церковную территорию, где некогда возвышался главный храм города – Никольский Собор.

И Всемилосердный Господь явил святую волю – в 1996 г. была образована самостоятельная Криворожская епархия, епархиальное управление которой разместилось в здании приходской школы. Рядом с разрушенным храмом открылся другой (переоборудованный) храм святителя Николая. Небесный покровитель нашего города не замедлил явить свое духовное расположение к нашему городу – в 2012 году городу была подарена частица святых мощей святителя Николая. Вернулась на свое историческое место и чудотворная икона святителя Николая, подаренная наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом. Каждый день у этих великих христианских святынь теплится лампада веры и надежды обновленных криворожан о своем граде, о мире на своей благословенной земле, о добром воспитании своих детей в страхе Божьем и почитании своих святынь.

Охинченко Анатолий Фёдорович


Комментарии к статье ( No Comments, Показать список ) :
Оставить комментарий ( Показать форму ) :

Наш адрес:
ул. Церковная, 4
г. Кривой Рог
Днепропетровская обл.
50000 Украина
Наш телефон:
(0564) 93-83-69
Наш e-mail:
consistoria@meta.ua

 



Управление Выйти Обратная связь